Как Гоголь придумал своего Вия
0
Среди многочисленных потусторонних героев произведений Николая Васильевича Гоголя самым жутким многие считают Вия. Повелитель нечистой силы из подземного царства смог одним взглядом разрушить магию охранного круга и погубить бурсака Хому Брута. Но откуда писатель взял этого демонического персонажа? Неужели что-то подобное было в славянской мифологии? А может, Гоголь позаимствовал его из другой культуры?
Гоголь всегда настаивал на том, что Вий — это продукт «простонародного воображения». Он утверждал, что так украинцы называли «начальника гномов», веки которого опускались до самой земли. Писателю осталось только перенести этого персонажа на бумагу и добавить немного устрашающих подробностей.
Но многочисленные этнографические исследования показывают, что в украинском фольклоре никогда не было никаких гномов. Поэтому не могло быть и их предводителя. Да и слово «вiй» в украинском языке не встречается. Зато до сих пор есть слово «вія», обозначающее ресницу.
Содержание:
«Родственники» Вия
Литературовед и фольклорист Рустам Асхатович Шаяхметов даже написал целый научный труд «Об отсутствии в украинском языке понятия вій». Но у славян и у других индоевропейцев были мифические персонажи, похожие на гоголевского героя. Языковед-иранист Василий Иванович Абаев считает, что прообразом Вия мог стать древний скифский бог смерти и ураганов Вей, который позднее превратился в славянского Велеса.
Этнограф Николай Федорович Сумцов предполагает, что Вий пришел из кельтской мифологии. В древности ирландцы верили в существование демонического народа фомор, во главе которого стоял Балор. Он обладал невиданной магической силой и мог убивать взглядом. В народе его прозвали «Дурной глаз».
В мифологии Уэльса был великан Испададен Пенкавр. У него были такие огромные веки, что их приходилось поднимать при помощи помощников, вооруженных коваными подпорками. У славян же был сказочный герой — ведьмин муж, которому веки приходилось поднимать вилами. Правда, фигурировал он всего в одной сказке про богатыря Ивана Быковича.
Кадр из фильма «Вий», 1967 год
В Украине есть герой народных поверий Святой Касьян. Он все время спит и пробуждается раз в четыре года — 29 февраля. Именно в этот день, в високосный год, живущий в глубокой пещере Касьян поднимает ресницы, отросшие до колен, чтобы взглянуть на мир. Считалось, что любое живое существо, попавшее в его поле зрения, немедленно погибает.
На западе Украины верили в «шелудивого» хана половцев Буняка. Он якобы мог одним взглядом испепелять целые селения. Но для этого подручные должны были поднять ему веки вилами или лопатами. Так что Гоголь, человек образованный и начитанный, мог вдохновиться образом любого из этих героев.
Плод фантазии писателя?
Но все же большинство исследователей уверены, что Вия классик взял просто из головы. До выхода в свет повести писателя «Вий» ни один литературный источник его не упоминает. А вот после, во второй половине 19 века, этот демон полноценно вливается в мифологию, наравне с гораздо более древними героями. Не исключено, что за основу Николай Васильевич взял какие-то народные предания, и его воображение породило новое чудовище.
Хорошо известно, что в зрелом возрасте Гоголь жалел о том, что на заре писательской деятельности «наплодил» столько чертовщины. Он боялся, что его произведения, популярные у молодежи, уведут ее от Бога. Хотя сама повесть «Вий» вовсе не о нечисти. В ней писатель хотел показать, как оскудевает на Руси православная вера и люди верят больше в чертей, леших и русалок.
Смотрите также — 5 фактов из жизни Гоголя, о которых не принято говорить
Источник: bigpicture.ru