Коренные москвичи: существуют ли они и где их искать?
0
Историки, изучившие архивные документы за несколько столетий, считают, что в современной Москве осталось не более 10% тех, кто с полным правом может себя называть «коренными москвичами». Антропологи настроены более пессимистично — по их мнению, эта категория горожан полностью исчезла. Как дело обстоит на самом деле и по каким признакам можно отличить потомственного москвича?
Если проводить социологические опросы среди жителей столицы и всем задавать вопрос о том, кого можно считать коренным москвичом, мнения существенно разделятся. Для одних такие горожане отличаются внешне и интеллектуально, для других признаком являются особое воспитание и культура поведения.
Но чаще всего сами жители города считают коренными москвичей по факту рождения. Кто-то уверен, что родившийся в столице человек автоматически получает этот статус, а кто-то, считает, что нужно иметь в роду не менее 6 предков, появившихся на свет в столице.
Есть и категория горожан, считающих научное обоснование этого вопроса абсолютно лишним и даже попадающим в разряд шовинистических явлений. Эти люди предлагали свои способы идентификации коренных. Вот что писал об этом известный журналист Артемий Троицкий:
Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе
Сатирик Виктор Коклюшкин имеет схожее мнение и считает, что москвича легко узнать по тому, что он имеет свое суждение по каждому вопросу и любит поучать. Юморист добавляет, что при всем этом коренной житель столицы не является занудой и остается контактным и жизнерадостным человеком.
Специалисты Института этнологии и антропологии РАН, занимавшиеся научным исследованием вопроса, отмечают, что Москва стала городом мигрантов задолго до наших дней. Население мегаполиса постоянно пополнялось приезжими в течение долгих столетий и сегодня говорить о коренных москвичах вряд ли приходится.
Городские власти, которые должны держать руку на пульсе, сообщают, что у них нет сведений о наличии особого статуса «коренной москвич», а всезнающие Мосгорстате и ГУВД разводят руками, признавая, что не имеют подобной статистики по населению.
Раскопки, проводимые археологами в столице, говорят о том, что местность эта была заселена людьми с эпохи неолита. Но самый большой прирост населения отмечался с конца I тысячелетия нашей эры. Земли, которым предстояло в будущем стать территорией Москвы, начали заселять финно-угорские племена — мордва, финны, удмурты, марийцы. Немного позднее здесь появились и славяне — племена вятичей и кривичей. Этнолог Пестряков уверен, что само название города происходит из финно-угорских языков и переводится как «медвежья река».
Во второй половине XII века, при князе Андрее Боголюбском, в Москву начали массово приезжать жители Среднего Приднепровья. В XIII столетии город был популярен и стал притягивать к себе множество людей из самых разных регионов Руси.
Город располагался очень выгодно — на пересечении сухопутных и речных торговых путей. Способствовало росту населения и сама политика московских князей, которые активно подчиняли своей власти окрестные земли.
Время от времени Москва становилась центром миграций. Первый серьезный всплеск был зафиксирован во время нашествия хана Батыя на Владимиро-Суздальское княжество. Тогда хорошо укрепленный город с большим войском пополнился беженцами с территорий, пострадавших от нашествия монголо-татарской орды.
При Иване Грозном, когда был подчинен непокорный Новгород, ряды москвичей пополнили новгородцы, многим из которых жизнь в Москве показалась более привлекательной, чем в родном городе. Но знала столица и демографические спады, которых в ее истории было несколько.
Первым случаем резкого падения количества жителей является период опричнины 1560-70-х гг. Неблагоприятно сказался на числе москвичей и проигрыш в Ливонской войне (1558-1583), а также длительный и кровавый период Смуты.
Но тяжелые времена миновали и город снова расцветал и становился привлекательным, причем не только для жителей Руси, но и для чужестранцев. В Москву охотно приезжали жить литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Исследователи отмечают три больших волны заселения города иностранцами: при Иване Грозном, Петре I и Екатерине II.
Императрица даже издала особый манифест, датированный 25 октября 1762 года. В документе она дает право иностранца приезжать в империю для постоянного проживания. Этот манифест сыграл большую роль в формировании национального состава России и Москвы в частности. Немцы, которым для жизни выделялись Поволжские степи, далеко не всегда добирались до места назначения, часто оставаясь жить в столице.
После отмены крепостного права в 1861 году в город начали съезжаться освободившиеся крестьяне. Они пополняли ряды торговцев и ремесленников, постепенно становясь мещанами. Уже в конце XX века Москву можно было назвать интернациональным городом, ведь более 20 процентов ее постоянного населения составляли люди «нерусские».
В XX столетии количество москвичей-то увеличивалось, то сокращалось. Самым бедственным для города был период Гражданской войны. Многие горожане погибли, умерли от голода или бежали в деревни, чтобы хоть как-то прокормиться. В это же время город покинули те, кто не смог принять Советскую власть — люди уезжали за границу семьями.
Великая Отечественная война сократила число москвичей на 375 тысяч. Вслед за войной началась серьезная волна миграции, которая длилась до самого распада Советского Союза. Наиболее интенсивно покидали родину москвичи в эпоху перестройки. Статистика говорит о том, что среди всего числа выехавших в этот период за рубеж, не менее 20% составляли именно жители Москвы.
Несмотря ни на что, количество жителей Белокаменной росло. В 1956 году в Москве проживало 4 839 000 человек, а в 1991 году город населяли уже 9 017 415 жителей. Такое увеличение числа горожан связано не только с естественным приростом населения, но и с таким явлением как миграция.
Трудовые мигранты в XX веке сыграли значительную роль в формировании населения столицы. В советскую эпоху, когда бурно развивалось производство, в некоторых отраслях, таких как строительство, легкая промышленность, машиностроение и транспорт, не хватало специалистов.
Поэтому правительством были введены квоты (лимиты), согласно которым в проблемные отрасли привлекались специалисты из других регионов, порой очень отдаленных. Доходило до того, что на некоторых столичных стройках москвичами были лишь прорабы. Именно в это время появилась пренебрежительная формулировка «лимита», которую использовали по отношению к приезжим работникам, не имеющим местной прописки.
В 1990-е и 2000-е годы Москву атаковали толпы мигрантов и в этот период произошел наиболее мощный рост населения города. Значительную часть новых жителей столицы составляли жители бывших республик, в основном расположенных на Кавказе и в Средней Азии.
Между переписями населения, проводимыми в Москве в 1989 и 2002 году, число таджиков в городе увеличилось в 12, чеченцев — в 7, а азербайджанцев в 5 раз. Пополнили ряды горожан и жители дальнего зарубежья — в городе появилось множество китайцев и вьетнамцев. В отдельных районах Москвы «нерусские» составляют 30 процентов от общего числа жителей.
К сожалению, прирост населения за счет мигрантов имеет серьезный минус — значительно вырос уровень преступности. Это одна из причин того, что отношение москвичей к приезжим, мягко говоря, настороженное. Власти Москвы ищут решение проблемы, но пока не слишком успешно.
Одним из перспективных вариантов воздействия на приезжих считается сотрудничество с национальными диаспорами. Совместно с их представителями разрабатывается так называемый «кодекс москвича», содержащий информацию о нормах поведения в российском многонациональном мегаполисе.
Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев так видит ситуацию:
Москва — город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться.
Но вся проблема в том, что представители диаспор охотно соглашаются с чиновником, но при этом не согласны отказаться от многих традиций. При этом в ходе дискуссий, почти всегда встает ребром вопрос: «Кто может считаться москвичом?».
Правительство Москвы старается проявлять толерантность и уважение к представителям всех национальностей, проживающих в столице, к их культурным и религиозным традициям. Москва всегда была многонациональным городом и такое понятие как «коренной москвич» вряд ли имеет серьезное значение. Сегодня можно с уверенностью говорить, что полноправный москвич — это человек, постоянно проживающий в столице, независимо от того, откуда он родом.
Смотрите также:
История московской очереди в фотографиях,
20 фото маленьких москвичей начала 1960-го,
«Ларёчная» Москва, которую мы потеряли,
Самые «модные» пассажиры московского метро,
Вид с храма Христа Спасителя: как выглядела Москва в 1867 году
Источник: bigpicture.ru